КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС
Москва — один из немногих российских городов, где до сих пор сохраняется возможность получить, как в советское время, бесплатное жилье. Острота жилищной проблемы тем не менее не снижается. Почему? Ведь, казалось бы, там, где строительство ведется такими головокружительными темпами, квартирная очередь должна была бы исчезнуть или хотя бы существенно уменьшиться. Она, же, напротив, растет. Конечно, львиная доля возводимых квадратных метров — это коммерческое жилье. Которое, кстати, стоит сейчас столько, что удивляешься, как до сих пор находятся покупатели на эти поистине «золотые» метры.
Но мы сейчас не об этом. Муниципального жилья в городе вводится в строй тоже немало. Однако многие семьи десятилетиями ютятся в очереди и не продвигаются ни на шаг. Причин здесь несколько. Главная заключается в том, что единой очереди как таковой не существует: есть несколько категорий внеочередников, есть первоочередники и, наконец, те, кто состоит на учете нуждающихся в получении жилья на общих основаниях. До последнего времени 70% новых квартир отдавалось людям, имеющим какие-либо льготы: инвалидам, участникам войн, многодетным матерям и т. д. Те же, кто стоит в очереди на общих основаниях, обеспечивались по остаточному принципу. На первый взгляд, это правильно: задача государства — помогать незащищенным слоям населения. Но при более детальном изучении проблемы обнаруживаются следующие вещи: некоторые льготники, используя лазейки в законодательстве, умудряются получить от государства и две, и три квартиры. Или, скажем, попадают в льготную очередь, предъявив медицинские документы, полученные незаконным путем.
Дело, впрочем, не только в существующих нарушениях. Саму структуру распределения жилья, когда люди из «общей очереди» ждут квартиру — и умирают, не дождавшись! — по 20 лет и больше, вряд ли можно считать справедливой. И об этом не раз говорилось на заседаниях в Московской городской Думе и в Правительстве Москвы. Недавно принятый Закон «О приоритетах в предоставлении жилых помещений и безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилых помещений в 2004 году» меняет многое в сложившемся положении вещей. Теперь тем, кто стоит в очереди на общих основаниях, будут выделять не менее 50% муниципального жилья. Это позволит, по словам мэра Москвы Юрия Лужкова, дать квартиры тем, кто стоит в очереди с 1984 г., уже в нынешнем году. Первоочередникам, сказано в законе, будет предоставляться до 46% квартир, внеочередникам — до 4%.
Кроме того, в законе говорится о том, что семья очередников может взять безвозмездную ссуду у государства на приобретение жилья. То есть, добавив недостающую сумму из собственных накоплений, можно раньше стать обладателем квартиры.
Вообще пришла пора признать, что времена «рая» бесплатного жилья (хотя 20 лет ожидания — какой уж тут «рай») неуклонно уходят в прошлое. Хотя бы потому, что уже сейчас существует дефицит территорий под застройку. В том числе и застройку коммерческую, за счет которой удавалось строить муниципальное жилье. А, кроме того, столичные власти приходят к пониманию того, что с большей эффективностью будет работать не старая распределительная система, а экономические рычаги. Это и развитие ипотеки, и уже упоминавшаяся система субсидий, и создание жилищных кооперативов, и открытие доходных домов. Доходные дома, к примеру, с арендой квартир за умеренную плату, могут решить сразу две задачи: с одной стороны, стать источником пополнения городского бюджета, с другой, выбить почву из-под ног у «частников». Ведь, по выражению одного депутата Мосгордумы, в Москве сложился уже «целый мощный класс рантье, некоторые люди имеют до десятка квартир». Создание конкурентной среды приведет к тому, что цены за аренду в городе упадут. Подобные меры позволят устранить сложившиеся перекосы, когда кто-то теснится в коммуналках, а кто-то живет на средства от сдачи в аренду жилья, полученного от государства. Тут может также помочь повышение налога на недвижимость, запрет на приватизацию муниципального жилья, полученного по договору социального найма. Сейчас все эти вопросы активно обсуждаются в Правительстве Москвы и Мосгордуме.
Правда, надо сделать важную оговорку: говоря об экономических мерах воздействия, мы ведем речь о трудоспособном населении, которое может позаботиться о себе, а отнюдь не об инвалидах, детях-сиротах и других категориях горожан, нуждающихся в государственной поддержке.
Будем надеяться, что новый закон будет максимально соответствовать нормам социальной справедливости и позволит навести порядок в существующей очереди.